leningradartist (leningradartist) wrote,
leningradartist
leningradartist

Category:

Портрет Евгения Мравинского (картина Льва Русова)

7port3b
Л. А. Русов. Портрет Евгения Мравинского. 1957. Частное собрание.

«Портрет Евгения Мравинского» (English: Portrait of Yevgeny Mravinsky) — картина известного ленинградского художника Льва Александровича Русова (1926—1987), написанная автором в 1957 году, на которой изображён выдающийся дирижёр и педагог, Народный артист СССР (1954), Лауреат Ленинской премии (1961), Герой Социалистического Труда (1973) Евгений Александрович Мравинский (1903—1988).

Портрет Евгения Александровича Мравинского, написанный Л. Русовым в 1957 году, — наиболее известное, но не первое живописное воплощение образа всемирно известного дирижёра. Из более ранних это прежде всего портрет работы А. Самохвалова, а также литографический портрет 1947 года работы Г. Верейского.

Из более поздних работ можно назвать картины О. Л. Ломакина «Репетиция. Д. Шостакович и Е. Мравинский» (1969) и В. А. Цветкова «Евгений Мравинский дирижирует» (1975) Это были композиции, представляющие Е. Мравинского в момент дирижирования, таким, каким видела и знала его публика.


Лев Александрович Русов (1926—1987)

Портрет Л. Русова рисует неизвестного для большинства Мравинского. В картине профессиональные атрибуты в буквальном смысле слова отодвинуты на задний план. Перед нами прежде всего современник, интеллектуал, человек независимого характера, воли, развитого чувства собственного достоинства. Именно эти качества Е. Мравинского хотел передать в работе художник. В этом ему помогали не только профессиональное «чутье» портретиста, но и многолетние дружеские отношениях, связывавших двух художников, несмотря на разделявшую их разницу в возрасте.

Об отношениях Е. Мравинского и Л. Русова вспоминала вдова дирижёра Александра Михайловна Вавилина-Мравинская:

«Среди немногочисленных друзей Евгения Александровича Мравинского, имевших „право“ позвонить в дверь квартиры без предварительной договоренность по телефону, был „Лёвушка“ Русов — так его называли у нас в доме. „Появился — как с неба свалился!“, в любое время суток — привычное для хозяев явление.

Его приход всегда привносил в жизнь свет, улыбку, радость и бескорыстное общение. Знакомство и дружба Евгения Александровича с Лёвой измерялась десятилетиями, а потому атмосфера бесед была искренней и простой. Лёвушка был в курсе всех творческих и житейских перипетий Евгения Александровича, обожал музыку, знал её, обладал отменной памятью и рафинированным вкусом.

При встречах оба, как правило, устремлялись в разговоры о природе, рыбалке (удочки, наживки, снасти и т. п.), так как жизнь вне города была для обоих основой творческого заряда, источником духовных запасов. Живой по натуре, темпераментный и разговорчивый, Лева имел в лице Евгения Александровича благодарного слушателя и рассказчика. Вечерние посиделки, конечно, слегка „увеселялись“ водочкой и допоздна пересыпались пришвинскими пересказами».

В композиционном решении портрета Л. Русову не удалось избежать некоторого академизма: уж очень масштабна личность Е. Мравинского. Художник находит иные способы сказать о своем друге то, что ему кажется важным. Это исполненная достоинства осанка, белоснежный воротничок расстёгнутой на груди рубашки, выразительные кисти рук.

Для современника характеристика портрета будет неполной, если не сказать о времени его написания в жизни обоих художников. 1957 год — время больших перемен и ещё больших ожиданий. Страна на подъёме, первый Спутник, открывший космическую эру. В Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Состоялся первый Всесоюзный съезд художников. Многое вообще происходит впервые. В судьбе Е. Мравинского тоже все складывается, кажется, удачно. Недавно он стал Народным артистом СССР. Год назад с огромным успехом прошли первые гастроли возглавляемого им Симфонический оркестр Ленинградской Филармонии на Западе. Е. Мравинский предстает на портрете в расцвете жизненных и творческих сил.

Л. Русову 31 год, недавно он принят в члены Ленинградского союза художников. О его работах говорят, они неизменно в центре внимания на каждой выставке. В 1957 году в Москве он становится лауреатом «Выставки произведений молодых художников СССР к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». Годы 1956—1958 стали для художника едва ли не самыми успешными в творческом отношении. Помимо портрета Е. Мравинского он создаёт целую серию замечательных женских образов, в том числе «Портрет Екатерины Балебиной» (жены художника), «Портрет Н. Орловой» (обе −1956), «Портрет Зои» (1957), «Портрет женщины в красном» (1956).

Впервые «Портрет Евгения Александровича Мравинского» демонстрировался на юбилейной выставке ленинградских художников 1957 года в Русском музее.

С написанием и первым показом на выставке портрета Е. А. Мравинского связана интересная история, о которой пишет С. Иванов в 23 выпуске Петербургских искусствоведческих тетрадей:

«Году где-то в 2005 я был в гостях у художницы Валерии Борисовны Лариной в её мастерской на Наличной улице. Смотрели работы, пили чай, говорили об общих знакомых. Разговор коснулся Л. Русова. Оказалось, что хозяйка знала его с 1940-х по учёбе в Таврическом училище. — Не могу его спокойно вспоминать, — заметила В. Б. Ларина, и рассказала такую историю. Как-то в середине 1950-х приходит ко мне Л. Русов и просит подрамник для какой-то срочной работы. Я лежала больная и предложила ему самому выбрать в коридоре, где стояли холсты. Он выбрал подрамник с портретом Александра Дмитриевича Зайцева, написанным мною в 1954 году, с которым меня принимали в Союз. Холст обещал снять и быстро вернуть. Прошло время, я при встречах напоминала о холсте, интересовался им и А. Д. Зайцев. Л. Русов извинялся и обещал, но так и не вернул. А спустя годы сознался, что холст с подрамника не снимал, а поверх портрета А. Д. Зайцева написал портрет Е. А. Мравинского. На мой вопрос, видела ли она этот портрет, В. Б. Ларина ответила утвердительно: — Конечно, он же висел на выставке. Я по кромкам узнала свой холст. Так неожиданно раскрылась эта загадка, связанная с созданием одного из наиболее известных портретов Л. Русова. Теперь, когда я смотрю на его репродукцию в книге, то каждый раз вспоминаю эту историю, милую Валерию Борисовну и нашу встречу в её мастерской.»


Файл:Razvorot-Russov-Koroviakov-bo154bw.jpg

Картина Л. Русова «Портрет Е. А. Мравинского» в книге Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа



В 2007 году «Портрет Евгения Мравинского» был воспроизведён в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа», выпущенной на русском и английском языках петербургским издательством НП-Принт.

В 2012 году «Портрет Евгения Мравинского» экспонировалась В Санкт-Петербурге на Юбилейной выставке «80 Лет Санкт-Петербургскому Союзу художников» в ЦВЗ «Манеж» и был воспроизведён в каталоге выставки.

В 2019 году «Портрет Е. Мравинского» среди других работ художника был воспроизведён в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории».

См. также:


                                                        Картины Льва Александровича Русова (1926-1987)

«Девушка с бантом» (1954)«Тиль Уленшпигель» (серия картин, 1956)«Портрет Екатерины Балебиной» (1956)«Портрет молодой колхозницы» (1956)«Портрет Н. Орловой» (1956)«Портрет женщины в красном» (1956)«Портрет Зои» (1957)«Портрет Евгения Мравинского» (1957)«Кира и Зоя» (1958)«Наташа» (1960)«Бантики» (1960)«Свежая модель» (1961)«Кира» (1962)«Натюрморт с бюстом Сенеки» (1963)«Портрет сына» (1965)«Сталевар» (1972)«Ленинградская симфония. Дирижирует Евгений Мравинский» (1980)



Tags: 1957, leningrad school, lev russov, mravinsky, portrait, portrait painting, realist art, russian art, russov, socialist realism, Ленинградская школа, Ленинградская школа живописи, Мравинский, СПСХ, Санкт-Петербург, картина, картины, книги, коллекции, ленинградские художники, мужской портрет, музыка, портрет, портретная живопись, русский портрет, русское искусство, советская живопись, советские художники, советское искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments